Архит.-конструкт, тип.......однокорпусн. с двойными концевыми сферическими переборками и ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения (рабочая/предельная), м...............................45,5/91
Материал (толщина, мм):
- прочн. корпуса .. никелев. сталь(10)
- наружн. корпуса . никелев. сталь(5)
- кормовых переборок ...... никелевая сталь(12)
- надстройки........................ сталь(2-3)
Автономность, сут............................... 10
Время непрерывного
пребывания под водой, час..................... 24
Экипаж, чел............................................. 47
Энергетическая установка:
- тип......................дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода дизели
- число х мощность двигателей надводного хода (проектная/ фактическая), л.с...........2 х 1140/250
- тип двигателей подводного хода ...........................электромоторы
- число х мощность двигателей подводного хода (проектная/ фактическая), л.с... 2 х 500/450-470
- емкость, А.час. х число элементов АБ .......2155 х 240
- число гребных валов.......................2
Скорость хода (проекта./фактич.), уз.:
- наибольшая подводная........ 12/8-9,2
- наибольшая надводная.......... 16/10,8
- экономическая подводная............4-5
- экономическая надводная............. 10
Дальность плавания(проектн./ факт.), мили (при скорости хода, уз.):
- подводная .........25(12),130(4-5)/125(6)
- надводная.... 1600( 10)/2250-2600< 10)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм................................450
- число трубчатых носовых ТА ..........4
- число трубчатых кормовых ТА .......4
- число палубных ТА системы Джевецкого.......................4
- общее число торпед......................... 12
Артиллерийское :
Число х калибр АУ, мм:
- 1 х 76 (только на ПЛ "Тюлень")
- 1 х 57 ("Морж", "Нерпа", "Тюлень")
- 1 х 47 ("Морж", "Нерпа") Средства наблюдения и связи:
- 2 перископа системы Герца
- р/станция с дальн. действия до 100 миль
- переносной прожектор
Подводная лодка типа "Барс"
![]() |
![]() |
Подводная лодка типа "Барс" | Подводная лодка типа "Барс" у борта спасательного судна |
ПЛ типа "Барс" или "ПЛ типа "Морж" для Балтийского моря" строились в количестве 18 ед. по судостроительной программе "Спешного усиления Балтийского флота" в 1912 г. В соответствии с этой программой 12 ПЛ предназначались для Балтийского флота и 6 ПЛ - для Сибирской флотилии. Выбор типа ПЛ для строительства по программе 1912 г. был обусловлен жесткими временными и кредитными ограничениями. Оперативно-тактическое задание начали вырабатывать в январе-марте 1912 г. По заданиям, согласованным Главным Управлением Кораблестроения (ГУК) и Морским Генеральным Штабом (МГШ), ПЛ должна была иметь полную скорость надводного хода 16 узлов, подводного 11-12 узлов, дальность плавания в надводном/подводном положении (при скорости, уз.) - 2500(10)/25-33(11-12), 2-4 носовых трубчатых ТА, 8 ТА системы Джевецкого, осадку - 3,66 м.
В заданиях, разработанных в бригаде подплава Балтфлота, были увеличены требования к скорости надводного хода - до 18 узлов, дальности плавания 3000(10), уменьшена до 10 узлов скорость подводного хода, торпедное вооружение - 2 носовых и 2 кормовых трубчатых ТА, 10 ТА системы Джевецкого, осадка - 4,28м, запас плавучести 25%, время погружения - 3 мин. Выдвинуто требование установить водонепроницаемые переборки для обеспечения надводной непотопляемости. На основе этих заданий МГШ разработал задание от 11 марта 1912 г., в котором были снижены требования к надводной скорости - не менее 16 узлов, увеличена подводная скорость до 12 узлов и дальность подводного плавания - "25 миль (12 уз.) + 46 миль экономическим ходом". Торпедное вооружение - 12 ТА системы Джевецкого и 2 носовых трубчатых ТА (затем число ТА Джевецкого уменьшено до 8). В результате, технический совет ГУК 21 июня 1912 г. решил остановить выбор на лодках инженера Бубнова, а именно - на лодках типа "Морж". Поскольку выполнение всех требований МГШ должно было привести к увеличению водоизмещения до 900 т, а стоимости на 600 тыс. руб. для каждой ПЛ, технический совет решил ограничиться полной скоростью подводного хода 10 узлов (в течение 3 часов), при обязательном увеличении надводной скорости до 18 узлов. От установки водонепроницаемых переборок, признавая их необходимость, отказались из-за отсутствия кредитов. Проекты ПЛ на основе ПЛ "Морж" были заказаны Балтийскому заводу и обществу "Ноблесснер" и рассмотрены 2 августа 1912 г. Водоизмещение ПЛ Балтийского завода - 660 т, диаметр корпуса увеличен на 110 мм, метацентрическая высота - 1,2 м, на каждый вал предполагалось работа 2 дизелей, запас водоизмещения - 8 т. Проект "Ноблесснера" (куда перешел работать И.Г. Бубнов) - водоизмещение 650 т за счет увеличения длины цилиндрической вставки на 0,915 м, что позволило "лучше разместить двигатели и каюты для личного состава", метацентрическая высота - 0,96 м. Проект "Ноблесснера" был признан лучшим с обязательным требованием снизить запас водоизмещения до 1% от надводного водоизмещения. 4 ПЛ были заказаны заводу "Ноблесснер" (на момент заказа еще не существующему) и 2 ПЛ - Балтийскому заводу (все для Балтийского моря). Еще 6, в той же пропорции, заказаны в начале 1913 г. 12 декабря 1913 г. заказаны на тех же условиях 6 ПЛ Сибирской флотилии. Стоимость 1 ПЛ постройки Балтийского завода - 1 млн. 550 тыс. руб. (без торпед), "Ноблесснера" - 1 млн. 775 тыс. (с боекомплектом торпед). Начало постройки первых ПЛ на Балтийском заводе июль - август 1913 г., плановые сроки готовности к испытаниям - лето 1915 г. Начало постройки первых 9 ПЛ "Ноблесснера" - май - декабрь 1914 г. плановые сроки готовности к испытаниям 1915 г.(2 ед.), 1916 г. (6 ед.) и 1917 г. (1 ед.).