Ранее фирма "Фиат Сан-Джорджио" уже представляла проект малой ПЛ инженера Лоуренти на конкурс 3 октября 1908 г., водоизмещением 163/212 т, длиной 42 м, шириной 4,4 м, осадкой 1,8 м, с 2-я носовыми и 2-я кормовыми ТА, скоростью хода надводной/подводной - 10/8 уз., дальностью плавания - 350(10)/ 18(8) миль, ЭУ - 2 керосиновых двигателя и 2 электромотора. Заявленная цена 557 тыс. руб. при условии постройки ПЛ на верфи фирмы г. Специя (Италия).
В мае 1913 г. Морское министерство России заключило контракт на постройку для Черноморского флота ПЛ водоизмещением 252/305 т по проекту инженера Лауренти. В связи с началом войны, фирма предложила России приобрести другую ПЛ со следующими характеристиками: водоизмещение 260/315 т, 45,1 х 4,2 х 3,2 м; дизели 2 х 360 л.с, электромоторы 4 х 125 л.с, скорость хода 13,4/9,5 уз., глубина погружения 45 м, дальность плавания надводная (при скорости хода, уз.) 1720 (9), подводная - 21 (7); вооружение - 2 наружных съемных ТА (всего торпед 4 ед.). Заказ на приобретение ПЛ оформлен 25 октября 1916 г. В марте 1917 г. ПЛ получила наименование "Св. Георгий".
9 сентября 1917 г. пришла в Архангельск и вошла в состав флотилии Северного Ледовитого океана. 7 мая 1920 г. переименована в "Коммунар" и вошла в состав Морских сил Северного флота, прошла докование, довооружена двумя пулеметами. В 1921 г. законсервирована и сдана на долговременное хранение.
5 июня 1924 г. списана для разборки на металл, еще некоторое время использовалась ЭПРОНом в качестве судоподъемного понтона.
Проектант..........ф. "Фиат Сан-Джорджио" (Италия)
Время разработки проекта, г. 1915-1916
Завод-строитель.................."Руссуд" (г. Николаев)
Основные ТТХ
Водоизмещение, т:
- надводное.......................................920
- подводное......................................1146
Длина наибольшая, м .........................74
Ширина корпуса, м.............................6,5
Осадка средняя, м.............................4,27
Запас плавучести, %.........................24,5
Архит.-конструкт, тип.....двухкорпусн.
Глубина погружения(предел.), м ...45,8
Материал корпуса ........................ сталь
Автономность, сут............................... 15
Время непрерывного пребывания под водой, час........................................ 24
Экипаж, чел......................................ок. 50
Энергетическая установка :
- тип.................... дизель-электрическая
- тип двигателей надводного хода ......................дизели
- число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................4 х 550
- тип двигателей подводного хода............................ электромоторы
- число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................2 х 450
- число элементов АБ....................... 240
- число гребных валов..........................2
Скорость хода, уз.:
- наибольшая подводная............ок. 9,0
- наибольшая надводная .......... ок. 16,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) :
- подводная.................................. 100(5)
- надводная..............................3000(10)
Вооружение:
Торпедное:
- калибр ТА, мм................................ 450
- число трубчатых носовых ТА ..........4
- число трубчатых кормовых ТА .......2
- число трубчатых траверзных ТА.....4
- число палубных ТА системы Джевецкого......................... 6
- общее число торпед......................... 20
Артиллерийское :
- число х калибр АУ, мм .. 2 х 100.1 х 57 Минное:
- число мин заграждения................... 10
Средства наблюдения и связи:
- 2 перископа ф. "Оффигеоне Галлилео"
- выносной прожектор
- радиостанция с дальностью действия более 100 миль
- прибор звукоподводной связи Фессендена
ПЛ "Святой Георгий" фирмы "Фиат": 1 - дифферентные цистерны; 2 - аккумуляторные отсеки; 3 - цистерны главного балласта; 4 - носовой отсек (жилое помещение команды и аккумуляторы); 5 - компрессорная; 6 - центральный пост; 7 - дизели; 8 - электродвигатели; 9 - переборки "высокого давления "
Общее расположение подводной лодки типа "В-1" ("Фиат Сан-Джорджио" проект 176-бис)