Предыдущая Оглавление Следующая

Проект подводной лодки типа "Г-1" (проект фирмы "Голланд")

RPL18162.jpg RPL18163.jpg
Подводная лодка типа "Г-1" Поперечный разрез подводной лодки типа "Г-1"

Проект разработан на основе "Технических условий для проектирования лодки первой очереди судостроительной программы 1915г.", созданных Частью подводного плавания Главного Управления Кораблестроения и утвержденных 28 апреля 1915 г.

На конкурсе в мае 1915 г. проект фирмы Голланд, представленный заводом "Ноблесснер", занял, наряду с проектами И.Г. Бубнова и фирмы "Фиат Сан-Джорджио" (Италия), первое место. В соответствии с заключенными в мае 1916 г. контрактами на постройку ПЛ первой очереди, десять ПЛ по проекту "Голланда" ("Г-1" - "Г-10") было заказано заводу "Ноблесснер" (г. Ревель), четыре ("Г-11" - "Г-14") - заводу "Руссуд" (г.Николаев). В течение второй половины 1916 г. заводы "Ноблесснер" и "Руссуд" получили контракты еще на 14 ПЛ этого типа. Цена за 1 ПЛ была определена в 4 млн. руб. Фирма Голланда известила правление "Ноблесснера", что при постройке ею сразу 28 ПЛ цена может быть снижена до 2 млн. 615 тыс. руб. "Ноблесснер" и трест "Наваль-Руссуд" (объединение заводов "Общество Николаевских заводов и верфей" и "Руссуд") перезаказали изготовление частей ПЛ фирме Голланд, с тем, чтобы осуществлять у себя только сборку.

Согласно первоначальным техническим условиям на проектирование, предусматривалось, что ПЛ должна иметь запас плавучести ок. 20%, высота мостика над ГВЛ - 3,6 м, уд. масса дизелей не мене 40 кг/л.с, дальность плавания надводным эк. ходом 10 узлов - 3000 миль, скорость полного надводного хода - 16 узлов, ЭУ в подводном положении должна обеспечивать 9 узлов в течение 2,5 час и дальность плавания 100 миль при скорости 5 узлов. Экипаж - 49 чел. Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых трубчатых ТА, десять ТА системы Джевецкого, одно 75-мм укороченное орудие (50 снарядов) и 2 пулемета. Было выставлено требование равнопрочности водонепроницаемых переборок и ПК, сохранения плавучести и остойчивости при затоплении одного отсека. Время продувания ЦГБ - 30 сек. Запас ВВД (200 атм.) - не менее 5,7 м3. Управление рулями из ЦП. Наличие 2 магнитных компасов и 1 гирокомпаса.

В мае 1915 г. из-за возражений минного отдела ГУК и требования усилить артвооружение, проект был откорректирован и заново рассмотрен в начале 1916 г. Торпедное вооружение составило 4 носовых, 2 кормовых и 4 траверзных трубчатых ТА, а также 6 бортовых ТА системы Джевецкого усиленной конструкции. Артиллерийское вооружение - два укороченных 75-мм орудия, способных вести огонь по самолетам , с боезапасом 50 снарядов на орудие и "с возможностью быстрой уборки под верхнюю площадку", а также три пулемета.

Окончательно водоизмещение ПЛ составило 952/1260 т. Запас топлива - 69 т, смазочного масла -7 т, пресной воды - 4,15 т. Запас ВВД - 10 м3. Начальная метацентрическая высота в надводном положении - 0,34 м, в подводном - 0,6 м.

В конце 1916 г. артиллерийское вооружение было решено усилить, установив 2 х 100-мм орудия и 1 х 57-мм зенитное орудие.

В 1917 г. успешная реализация программы строительства была нарушена, а в первой половине 1918 г. было принято решение о полном прекращении финансирования и постройки ПЛ программы 1915 года.

Проектант ............................Дж. Голланд

Время разраб. проекта, г......... 1915-1916

Завод-строитель.................."Ноблесснер" (г. Ревель), "Руссуд" (г. Николаев)

Основные ТТХ Водоизмещение, т:

-  надводное........................................ 952

- подводное ..................................... 1260

Длина наибольшая, м.......................... 80

Ширина корпуса, м.............................. 6,9

Осадка средняя, м............................... 4,12

Запас плавучести, %.........................ок. 32

Архит.-конструкт, тип.......двухкорпусн.

Глубина погружения(предел.), м...... 45,8

Материал корпуса............................сталь

Автономность, сут................................ 15

Время непрерывного пребывания под водой, час........................................ 24

Экипаж, чел......................................ок. 50

Энергетическая установка :

-              тип.................... дизель-электрическая

-              тип двигателей надводного хода дизели

-               число х мощность двигателей надводного хода, л.с.................4 х 550

-              тип двигателей подводного хода...............................электромотор

-              число х мощность двигателей подводного хода, л.с.................2 х 350

-               число гребных валов..........................2

Скорость хода , уз.:

-     наибольшая подводная.....................9

-     наибольшая надводная ................... 16

Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) :

-               подводная ..................................22,5(9)

-               надводная................................ 1200(16)

Вооружение

Торпедное:

-               калибр ТА, мм................................450

-               число трубчатых носовых ТА...........4

-               число трубчатых кормовых ТА .......2

-              число трубчатых траверзных ТА.....4

-               число ТА сист. Джевецкого.............6

-               общее число торпед ......................... 20

Артиллерийское:

-               число х калибр АУ, мм . 2 х 100, 1 х 57

Средства наблюдения и связи:

-             2 перископа

-               выносной прожектор диаметр. 30-35 см

-               радиостанция с дальностью действия более 100 миль

-               прибор звукоподводной связи системы Фессендена

Проект 4500-тонного автономного подводного бронепалубного крейсера инженера В. М. Журавлева

Особенностью проекта являлись подъемные артиллерийские башни. Для уменьшения сопротивления воды движению корабля под водой они опускались заподлицо с верхней палубой корабля.

Корпус эллиптической формы, рассчитанный на полуторный запас прочности, в верхней части двойной, за исключением "офицерского" и "якорного" отделений.

Офицерское отделение ограничено двумя водонепроницаемыми переборками, рассчитанными на 12 и 6 атм. и отделено от рулевого и провизионного отделений водонепроницаемой палубой, рассчитанной на 6 атм. Якорное отделение при погружении должно было играть роль носовой ЦГБ. На 3/4 длины крейсера простиралась легкая надстройка, образующая палубные цистерны, между которыми помещались дымовые и вентиляционные трубы. Высота надводного борта на протяжении надстройки - 2,1 м, в корме 1,1 м.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz