Ракета Х-22МА на транспортной тележке
Ту-22 с ракетой Х-22МА
Ракетоносцами Ту-22К в 1965-68 гг. были оснащены три полка 15-й гв. Гомельской ТБАД, дислоцированные в Белоруссии и на Украине. В штат полков, помимо двух эскадрилий на Ту-22К и Ту-22КП, входила эскадрилья постановщиков помех. Переучивание летчиков и техсостава первое время велось в 43-м ЦБ и ПЛС ДА в Дягилево под Рязанью. Позже, ввиду небольшого числа частей на Ту-22К, обучение стали вести непосредственно на местах, где были организованы учебные курсы. Первый практический пуск строевым экипажем был проведен в 203-м ТБАП в 1968 году. Участвуя летом 1970 года в учениях "Север", один из экипажей полка, выполнив пуск Х-22, поразил цель прямым попаданием с расстояния 227 км.
Основные цели белорусских полков находились в Северо-Западной Европе, полку из Озерного ставились задачи в Центральной Европе. Помимо европейских оперативных направлений, экипажи готовились к действиям на морских акваториях - от Баренцева, Балтийского и Северного морей до Черного и Средиземного, отрабатывая ракетные атаки корабельных группировок в различных боевых порядках, до полка включительно, в том числе и скрытно, с преодолением ПВО на предельно малых высотах до 80-150 м.
В одном из таких вылетов в ходе учений «Запад-81» 121-й ТБАП, пройдя над Балтикой, двумя колоннами неожиданно вышел к аэродромам ГДР, оставшись не замеченным ни своей, ни НАТОвской ПВО.
При боевой учебе на местных полигонах экипажи ограничивались отработкой тактических пусков с выполнением всех операций, взятием цели на автосопровождение, выпуском ракеты в стартовое положение, но без команды «Гром» - собственно отцепки.
Реальные пуски обычно приурочивались к итоговым ежегодным проверкам или проводились в ходе дивизионных сборов 1-2 раза в году. При этом пуски выполнялись 4-8 экипажами из числа наиболее подготовленных, однако в 1989 году летчики 203-го ТБАП выполнили 22 ракетные стрельбы.
Атаки морских целей выполнялись на полигоне на Каспии у Форт-Шевченко, где целями служили притопленные на отмели старые корабли и баржи. Наземными целями служили мишени полигона в казахских степях под Ахтубинском - сооружения, имитировавшие промышленные постройки.
Для проведения пусков самолеты обычно перебазировались на базу ДА в Моздоке. С одним из таких вылетов был связан инцидент, произошедший 24 марта 1983 года. Экипаж 203-го ТБАП, покидая Моздок, из-за ошибок с прокладкой курса после очередного разворота оказался в воздушном пространстве Ирана. Летчики, совершенно потеряв ориентировку в ночном небе, на самолете с подвешенной ракетой несколько часов кружили над Тегераном, пока с помощью встречного «аэрофлотовского» самолета не выбрались домой и сели на аэродроме Мары.
Части советских ВВС, вооруженные комплексом К-22 (по состоянию на конец 1991 года). |
||
Полк |
Место дислокации |
Число самолетов* |
121-й гв. Севастопольский Краснознаменный ТБАП |
Мачулищи |
34 |
203-й гв. Орловский ТБАП |
Барановичи |
32 |
341-й ТБАП |
Озерное |
32 |
* - с учетом учебных и постановщиков помех.
Принимая на вооружение комплекс К-22, заказчик высказывал ряд пожеланий по его совершенствованию, прежде всего связанных с расширением возможностей системы и диапазона ее применения. Ту-22К и ракеты Х-22 имели ряд существенных ограничений по полетным режимам, обеспечивая, фактически, лишь использование больших высот, в то время как более перспективным считался многорежимный самолет, обеспечивавший более гибкое применение.
Основанием для разработки усовершенствованного варианта комплекса стали подготовленные ВВС в сентябре 1967 года требования к модернизированной авиационно-ракетной системе К-22М, оговаривавшие создание самолета-носителя Ту-22М, способного выполнять продолжительные сверхзвуковые полеты на малых и средних высотах, и модификации ракеты X-22 с улучшенными возможностями поражения целей за счет повышения летных характеристик и помехоустойчивых систем наведения. Постановлением СМ СССР от 28 ноября 1967 года задавалось проектирование модификации Ту-22К - самолета Ту-22КМ со скоростью 2300-2500 км/ч и дальностью в 7000 км с одной ракетой типа Х-22.
В конечном счете, модернизация самолета привела к созданию совершенно новой машины и комплекса К-22Н, для которого конструкторы МКБ «Радуга» подготовили модифицированные ракеты - изделие Д-2Н. Сохранив общую схему и компоновку, ракета претерпела значительные изменения, как по конструкции, так и системам.
Вариант Х-22Н оснащался ГСН с активным радиолокационным координатором цели типа «ПМГ», а также автопилотом, обеспечивавшим наведение ракеты по верхней или нижней траектории (отсюда и буква «Н» в обозначении), в зависимости от высоты полета носителя. Траектории различались высотой и маршевой скоростью. Двигатель ракеты, соответственно, получил промежуточный режим работы с тягой 1340 кгс или маршевый 600 кгс.