Оглавление

РАЗВИТИЕ КРЕЙСЕРОВ КЛАССА "А" ЯПОНСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА.

Перевод с англ. Dr. E.Lacroix "The Development of the "A-Class" Cruisers in the Imperial Japanise Navy", "Warship International", N.4/1977.

Сделаны некоторые дополнения по тексту и рисункам:

Hansgeorg Jentschura. Dieter Jung, Peter Mickel "Die Japanischen Kriegsschiffen" Munchen.1970.  "J.F.Lehmans Verlag".

Отдельные статьи из "Ships of the World".

A.J.Watts "Japanese Warships of World War II", London. 1966.

ЧАСТЬ 1. ЗАРОЖДЕНИЕ КРЕЙСЕРОВ-"СКАУТОВ" С 200-мм ОРУДИЯМИ.

1.1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Принятый 4 апреля 1907 года документ "Оборонная политика империи" ("Imperial Defense Policy" - "Теikoku kokubo hoshin") заложил общую основу оборонительной политики Японии на последующие 11 лет. В этом секретном документе в качестве вероятного противника N-1 рассматривалась Россия, а на второй и третьей позиции США и Франция. "Оборонную политику империи" определял технический опыт, дипломатические уроки Русско-Японской войны, а также научный труд по оборонным вопросам, созданный преподавателем военно-морского штабного колледжа (Naval Staff College) капитаном 3-го ранга Тецутара Сато (Sato Tetsutaro), что, в совокупности, выделяло основные цели применения ВМС: флот должен был состоять из "линейного флота" (Battlefleet - Kiasen Kantai). который, в свою очередь, состоял бы из эскадры из 8 линейных кораблей и эскадры из 8 броненосных крейсеров самых современных проектов, со сроком службы не более восьми лет (1). 30 марта 1912 года эта задача была откорректирована в сторону постройки не броненосных, а линейных крейсеров (в соответствии с новой классификацией). Этот амбициозный проект первоначально сдерживался финансовыми и политическими трудностями. Затем, во время Первой мировой войны, возникшие проблемы, казалось будут преодолены, но подписанное в 1922 году Вашингтонское соглашение окончательно поставило крест на программе "Флот 8-8" ("8-8 Fleet").

Линейные корабли и броненосные крейсера этого "флота" должны были сопровождаться в походах крейсерами 2-го класса и эскадренными миноносцами. Морской Генеральный Штаб (Naval General Staff - Gunreiby) выдвинул требования к данному классу крейсеров: равноценное вооружение и защита, высокая скорости хода и максимально большой радиус действия, что обеспечивало бы надежную разведку в интересах линейного флота

Планы строительства новых крейсеров нашли отражение в "Программе пополнения флота" ("New Fleet Replenishment Program - Shin Kaigun Juiitsu Keikaku). которую представил 15 мая 1910 года морской министр вице-адмирал Минору Сайта (Navy Minister Vice-Admiral Saito Minory) (2). Программа предусматривала завершение строительства "Флота 8-8" к 1 апреля 1919 года, однако 12 июля 1910 года она была отвергнута кабинетом министров. Согласно программе намечалось построить четыре крейсера 2-го класса (second-class cruiser) и один опытный крейсер специального назначения ("special duty" cruiser - tokumu junyokan) для ведения "океанской разведки" (Kayo Teisatsu) (3). К сентябрю 1911 года программа была пересмотрена в сторону увеличения числа крейсеров специального назначения до двух единиц, один из которых после вступления в строй должен был заменить вспомогательный крейсер "Anegawa", использовавшийся для разведки и имевший солидную дальность плавания и вполне приличную скорость хода, который намеревались исключить из состава флота 22 августа 1911 года (4). Однако разгоревшийся в Японии политический скандал привел к отклонению на сессиях парламента (Diet-session) e 1912-13 и 1913-14 годах "Программы нового кораблестроения", а вместе с ней отказались и от постройки двух упомянутых выше крейсеров.

Новый морской министр вице-адмирал Мицуро Ясиро (Navy Minister Vice-Admiral Yashiro Mitsuro) вновь потребовал в 1914 году как можно скорейшего утверждения программы "8-8". Его усилия увенчались успехом: 22 июня 1914 года предложения Ясиро по программе были утверждены комиссией кабинета министров по делам обороны (Defense Affairs section of the Cabinet). 10 июля 1914 года было решено представить урезанный вариант "программы" парламентариям, как первый шаг на пути достижения конечной цели флота. Этот вариант получил известность как "Флот 8-4" ("8-4 Fleet") и предусматривал постройки трех крейсеров-разведчиков ("Scout") водоизмещением по 6000 тонн с вооружением из 4 200-мм орудий каждый, четырех линейных кораблей, эсминцев и более мелких судов Однако начало Первой мировой войны и нерешительность кабинета вновь отложили реализацию и этого сокращенного плана. Окончательное решение об этом было принято 25 декабря 1914 года.

Прошло больше восьми месяцев, прежде чем 10 сентября 1915 года очередной вариант "Программы 8-4" был представлен новым морским министром Томособуро Като (Navy Minister Kato Tomosaburo). Комитет по делам обороны 13 сентября 1915 года в принципе, утвердил вариант Като, но вынес решение лишь об ограниченном строительстве флота "8-4". 24 февраля 1916 года эта программа была поставлена на голосование в парламенте и утверждена, но крейсера-разведчики были из нее исключены (5).

Каких-либо тактико-технических данных японских "скаутов", проектировавшихся накануне Первой мировой войны в архивах не имеется.

1.2 ПРОЕКТ КРЕЙСЕРА РАЗВЕДЧИКА 1916-го ГОДА.

Японская кораблестроительная программа 1916 года предусматривала вместо крупных крейсеров постройку двух кораблей "малого типа" ("small-type" cruiser) в качестве быстроходных лидеров флотилий (flotilia leaders) новых эскадренных миноносцев, строящихся на японских верфях. Эти два крейсера были спроектированы кораблестроительным отделом (3-я секция) технического департамента ВМФ (Shipbuilding Section (Third section) of the Navy Technical Department) в 1915 году и получили название "Tenryu" и "Tatsuta". Названия присвоены 13 мая 1916 года (6). Строительство более крупных крейсеров-разведчиков в то же время было отложено.

Оглавление