Оглавление

ЧАСТЬ 2. КРЕЙСЕРА КЛАССА "А" ТИПА "FURUTAKA".

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

1.1 ПРОЕКТ.

Крейсера-разведчики в 7500 тонн, известные позже как тип "Furutaka", были спроектированы главными конструкторами японского флота, капитаном 2-го ранга Юцуру Хирага (Naval Constructor Captain Hiraga Yuzuru - см. прим. 28) и капитан-лейтенантом Кикуо Фудзимото (Lieutenant Commander Fujimoto Kikuo). Основная задача при проектировании этих крейсеров преследовала цель превзойти и американские крейсера типа "Omaha", и британские типа "Hawkins" (см. часть 1, п.1.4 ) - проект рассматривался как альтернатива крейсеру-разведчику 1918 года, разработанному Техническим Департаментом ВМФ (Navy Technical Department) (см. часть 1, п.1.3).

В своем новом проекте Хирага хотел получить корабль, несущий орудия главного калибра 200 мм - более крупные и мощные, чем британские 190-мм орудия. Максимальная скорость крейсера по проекту предполагалась не менее 35 узлов. Кроме того, крейсер должен был обладать надежной защитой и достаточным радиусом действия, имея при этом минимально возможное водоизмещение. Общие положения проекта были рассмотрены руководством ВМФ в августе 1921 года, за шесть месяцев до подписания и за два года до ратификации Вашингтонского договора. В свете договорных ограничений эти 7500-тонные крейсера были фактически додоговорными, так как и по водоизмещению, и по главному калибру они были ниже лимитных пределов.

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ.

Поскольку проектное (нормальное) водоизмещение этих крейсеров превышало 7000 тонн, их официально классифицировали как крейсера 1-го класса (Itto Juniokan), в соответствии с "Положением о классификации боевых кораблей и миноносцев", утвержденным морским министерством в протоколе N34 от 21 марта 1898 года. В официальных документах они были также известны как "крейсера класса "А" или серии "А" ("A-Class" или "A-Grade" - "Ko-kyu Junyokan"). До появления наименований японские моряки неофициально именовали их "крейсерами большой модели" или "тяжелыми крейсерами" ("Large Model Cruisers" - "Dai gata Junyokan" или "Heavy Cruisers" - "Juryo Junyokan").

1.3. ЗАКАЗ НА ПОСТРОЙКУ И ПРОГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА.

Постройка 18 кораблей, не ограниченных договором, была утверждена в феврале-марте 1922 года с целью компенсации остановки строительства тяжелых кораблей (остановленных постройкой 5 февраля 1922 года, за день до подписания договора) и загрузки освободившихся верфей (см.прим.18). Заказы на два корабля по 7500 тонн водоизмещения разместили 20 июня 1922 года: один - на верфи "Mitsubishi" (где прекратили постройку линейных кораблей "Tosa" и "Такао"), другой - на верфи "Kawasaki" (где также остановили постройку "Kaga" и "Atago"). Строительство обоих крейсеров началось в ноябре-декабре 1922 года, еще до того как Парламент утвердил их постройку и финансирование. Официально же их строительство было узаконено только в марте 1923 года на текущей 46-й сессии (Diet-session, 27.12.1922 - 27.3.1923) как корабли "Новой кораблестроительной программы 1923 года" ("1923 New Replenishment Shipbuilding Program" - "1923 Kantei Seizo Shinhoju Keikaku"), принятой в соответствии с Вашингтонским договором (The Washington Treaty - Taisho 12 Nendo Washington joyaku niyoru) (см. прим.18, 19).

Стоимость постройки каждого корабля составляла около 15 миллионов иен. Деньги были выделены из уже отпущенных ранее на достройку линейного флота средств по статье "Расходы на военное кораблестроение" в части "Расходов на пополнение вооружений" (Чрезвычайных расходов ВМС) (см. прим. 25).

1.4. СТРОИТЕЛЬСТВО КРЕЙСЕРОВ.

"Kako" "Furutaka"
Утверждение финансирования март 1922 г. март 1922 г.
Заказ на верфи 20 июня 1922 г. 20 июня 1922 г.
Верфь-строитель "Kawasaki Dockyard Co. Kobe works" "Mitsubishi Shipbuilding & Engineering Co. Nagasaki works"
Строительный номер No.540 No.390
Присвоение наименования 9 октября 1922 г. 11 августа 1922 г.
Закладка на стапеле 17 ноября 1922 г. 5 декабря 1922 г.
Спуск на воду 10 апреля 1925 г. 25 февраля 1925 г.
Вступление в строй 20 июля 1926 г. 31 марта 1926 г.

В 1923 году строительство обоих крейсеров из-за забастовок и общественных беспорядков практически не велось. Кроме того, намеченный на 23 ноября 1925 года ввод в строй "Furutaka" не состоялся из-за неготовности турбин, а сдача флоту "Kako" была сорвана падением на крейсер тяжелого подъемного крана, повредившего корпус корабля.

Оглавление

Hosted by uCoz