Оглавление

Но еще до того, как он приблизится к противнику на эффективную для себя дистанцию, он подвергнется обстрелу более дальнобойных (и, что важнее, при этом более эффективных) 8-дюймовых орудий противника.

Несомненно, что какая-то часть 6-дюймовок будет выведена из строя. Следовательно, крейсер с 6-дюймовыми орудиями должен в начале боя иметь превосходство в числе орудий над противником с 8-дюймовыми орудиями по крайней мере на треть. Только при этом условии он будет иметь уверенное превосходство. Применительно к крейсерам это означало двенадцать 6-дюймовых орудий против восьми 8-дюймовых. Это правило помогло бы также и при поединке однокалиберных крейсеров против «красных» и «оранжевых», на которых размещалось от шести до десяти 6-ипи 8-дюймовых орудий.

3. Защита. Бюро кораблестроения и ремонта (BuC&R) предлагало рассмотреть два проекта крейсеров с вооружением из двенадцати 6-дюймовых орудий. Один - водоизмещением 9600 тонн с поясной броней толщиной 5,75 дюймов. Другой - водоизмещением 8350 тонн с поясной броней толщиной 3 дюйма. Стандартный 6-дюймовый снаряд пробивал 5,75-дюймовую броню с дистанции до 8000 ярдов, 3-дюймовую броню - с дистанции до 13.500 ярдов. Таким образом крейсер с 6-дюймовой артиллерией и 5,75-дюймам поясом мог держать под обстрелом без особенной опасности для себя крейсер противника с таким же вооружением, но с 3-дюймовым броневым поясом на дистанциях почти 6 тысяч ярдов (от 80000 до 13.500 ). При этом он мог пробивать броню противника, в то время как его собственные жизненно-важные отсеки оставались неуязвимы. Этот диапазон дистанции боя специалисты BuC&R определяли не иначе как «решающий» («decisive» ranges). И для ряда крейсеров, как собственных, так и иностранных, этот «решающей» диапазон по мнению американских специалистов мог бы стать фатальным. Например, представители Академии Военно-Морских сил (Naval War College) оценили «жизнь» («life») британских крейсеров типа «Leander» приблизительно в четыре минуты - в случае если он окажется под огнем 12-орудийного крейсера при оптимальных условиях стрельбы на боевой дистанции 10 тысяч ярдов.

Однако представители военно-морского командования считали иначе. По их мнению, война против «красных» могла быть только войной «количества кораблей». Специальная комиссия от морского командования сделала заключение, что будет более полезным принять проект более легкого крейсера так как в этом случае можно построить большее их число. То есть проект водоизмещением 8350 тонн позволял бы в пределах разрешенного тоннажа увеличить число крейсеров.

Это мнение не было пустой фразой. После рассмотрения результатов исследований Академия Военно-Морских сил предложила конкретный план максимально подходящий в случае «вероятной» войны против «красных».

Рекомендации Академии Военно-Морских сил по программе кораблестроения на случай принятия плана «RED»

 

Тип крейсеров

Калибр орудий

Водоизмещение

Количество

CL

8-дюйм.

10.000 т

15

CLV

6-дюйм.

10.000 т

4

тип 2 (см. табл.)

6-дюйм.

9600 т

2

тип 3 (см. табл.)

6-дюйм.

8250 т

18

Всего

357.300 т

39

Соответственно с этим планом предлагалось иметь на шесть крейсеров меньше, чем крейсерские силы «красных» (предполагаемые к 1937 году) - 39 против 45, но при этом превышение в количестве орудий над «красными» составляло бы 20 % - в 8-дюймовых орудиях и 17 % - в 6-дюймовых орудиях.

ПЛАНЫ ВОЙНЫ «ОРАНЖЕВЫЙ» («ORANGE»)

В начале 1930-х годов во внимание принимались два наиважнейших соображения, диктовавших и определявших характер войны с «оранжевыми», под которыми подразумевался японский Имперский флот.

1.  Географическое положение. «Оранжевые» имели множество морских баз и сильно зависели от внутренних коммуникаций, обеспечивающих по большей части импортные поставки. Исходя из этого война с «оранжевыми» со стороны «синих» (а под ними подразумевался американский флот) должна быть агрессивной и направленной на нарушение этих коммуникаций. Этому сильно препятствовали огромные расстояния от собственных передовых баз - например, расстояние между Манилой и Гонолулу составляет приблизительно 5200 миль.

2.  Соотношение сил. В соответствии с достигнутыми соглашениями «оранжевые» могли иметь флот по тоннажу линейных кораблей, крейсеров и эсминцев меньший, чем у «синих».

Эти два фактора, по мнению американского командования, могли достаточно определенно предсказать характер войны между «оранжевыми» и «синими» в случае ее возникновения. В соответствии с этим была разработана четкая линия «Требований к крейсерам «синих» («Blue Cruiser Requirements»):

«Общая картина войны, исходя из особенностей театра боевых действий, должна на первоначальном этапе обязательно иметь задачу создания передового места базирования для действий в западной части Тихого океана. Для выполнения это задачи, смотря по обстоятельствам, должна быть выбрана одна из разработанных схем:

1.  Попытка сохранения Манилы как основного места базирования - быстрым трансокеанским переходом мобильного соединения, достаточно сильного, чтобы выдержать нападение противника и обеспечить начальный этап активных действий.

2.  Транстихоокеанский переход мощного флота к любой доступной гавани на Филиппинах и организация там временного пункта базирования. Для этого необходимо привлечь мощный состав эскадры в сопровождении конвоя транспортов со всеми необходимыми запасами и снаряжением.

3.  Попытка захвата любой подходящей территории противника для использования ее в качестве временного пункта базирования.

В любом случае флот или эскадра вместе со службами управления и конвоем из транспортов и судов снабжения в конечном счете должны пересечь Тихий океан. Соответственно, для выполнения такой грандиозной задачи требуется адекватное охранение и эскортирование, а также, что очень вероятно, обширные разведывательные мероприятия, как предварительные, так и тактические - уже в ходе выполнения операции. После того, как место базирование будет подготовлено, необходимо организовать охрану базы и прилегающей акватории. И в то же время наращивать удары по коммуникациям «оранжевых», выполняя основную задачу кампании.

USA_CLV048.jpg Японский тяжелый крейсер «Haguro» в момент окончания достроечных работ на верфи «Mutusbishi Nagasaki shipyard» 6 апреля 1929 года. (Из собрания Office of Naval Intelligence; снимок сделал лейтенант Таунсенд (Lieutenant R.J. Townsend, USS «Black Hawk» (AD-9).

Оглавление

Hosted by uCoz