Опытная ЗСУ «Сейбр» на базе БМП «Mapдер».
Конструкция «Мардер» привлекла к себе широкое внимание. Швейцарская компания «Моваг» (MOWAG), участвовавшая в разработке этой машины на раннем этапе, использовала элементы ее конструкции в своей БМП «Тайфун». «Тайфун» - развитие БТР «Пират-18» - имела схожие решения по обеспечению защищенности, вооружалась 20-мм автоматической пушкой и кормовым пулеметом с дистанционным управлением по аналогии с «Мардер». В 1970-е гг. компания по собственной инициативе в развитие «Тайфуна» создала очень похожую машину «Торнадо» (уже с двумя кормовыми пулеметами), в 1980 г. появилась «Усовершенствованная Торнадо». Впрочем, и эти машины остались опытными.
В 1976 г. «Тиссен-Хеншель» (г. Кассель) построила для Аргентины на базе «Мардер» прототип 30-тонного «среднего танка» ТАМ (Tanque Argentino Mediano) с экипажем из четырех человек, 105-мм пушкой Rh 105-30 и двумя 7,62-мм пулеметами. В свою очередь, он послужил основой для семейства бронемашин, включая БМП VCTP с экипажем два человека и десантом 10 человек, вооруженную 20-мм автоматической пушкой, двумя 7,б2-мм пулеметами, один из которых установлен в кормовой части в башенке с дистанционным управлением (по типу базовой «Мардер»). Одновременно «Тиссен-Хеншель» для продажи в страны третьего мира разработала на базе «Мардер» танк ТН301 (ТАМ-4), но с другой СТО фирмы AEG-Телефункен» и 750-сильным двигателем.
Модернизация А1
В сентябре 1979 г. началась модернизация БМП «Мардер» до уровня «Мардер А1», направленная прежде всего на повышение огневой мощи. Опыт учений показывал недостаточность машин - «истребителей танков» в составе бригад для борьбы мотопехотных подразделений с танками и бронемашинами противника и необходимость введения ПТРК в мотопехотные отделения. Поэтому для придания «противотанковых» свойств на правой стороне башни «Мардер» установили ПТРК второго поколения «Милан» (MILAN) франко-германской разработки с полуавтоматической системой наведения, а в боекомплект ввели четыре ПТУР.
ПТРК крепится на башне со своим прицелом, пультом управления, аппаратурой слежения, источником питания и станком со сложенной треногой. Контейнер ПТУР ставится сверху ПУ, а после пуска отбрасывается газами назад. Диаметр ПТУР 116 мм, масса 6,7 кг, бронепробиваемость 550 мм, скорость в полете 200 м/с, максимальная дальность стрельбы 2000 м, минимальная - 25 м, время полета на максимальную дальность 13 с. Выбор носимого ПТРК с дальностью стрельбы до 2000 м был связан с условиями Центрально-Европейского ТВД, оборонительным характером этого оружия для БМП, а также возможностью его использования вне машины. Для стрельбы из ПТРК с машины командиру приходится высовываться из люка.
Проекции БМП «Мардер».
«Мардер-1А1» |
«Мардер-1А2» |
|
Боевая масса, т |
28,2 |
29,21 |
Экипаж, чел. |
3 |
3 |
Десант, чел. |
7 |
6-7 |
Длина, м |
6,79 |
6,79 |
Ширина, м |
3,24 |
3,24 |
Полная высота, м |
2,95 (по прожектору) |
3,09 (по ПТРК) |
Высота по крыше башни, м |
2,86 |
2,86 |
Клиренс, м |
0,435 |
0,435 |
Вооружение: |
||
пушка |
20-мм Mk20 DM5 Rh202 |
|
пулеметы |
2х7,б2-мм MG3A1 |
1х7,б2-мм MG3A1 |
Дополнительное вооружение |
- |
ПТРК «Милан» |
Боекомплект: |
||
выстрелов |
1250 |
1284 |
патронов |
5000 |
5000 |
ПТУР |
- |
4 |
Двигатель: |
||
марка |
МВ833 «Даймлер-Бенц" |
|
тип |
6-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения |
|
мощность, л.с. |
600 |
600 |
Трансмиссия |
Гидромеханическая, с планетарной коробкой передач |
|
Подвеска |
Торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
|
Гусеница |
Металлическая обрезиненная, с РМШ и сменными резиновыми подушками |
|
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,8 |
0,83 |
Максимальная скорость, км/ч |
70 |
70 |
Запас хода по шоссе по топливу, км |
520-600 |
520-600 |
Преодолеваемый подъем, град. |
31-35 |
31-35 |
Максимальный крен, град. |
17 |
17 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
2,0 |
2,0 |
Высота стенки, м |
0,75 |
0,75 |
Глубина брода (без подготовки), м |
1,5 |
1,5 |
Глубина брода (с подготовкой), м |
2,0 |
2,0 |