![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() |
![]() |
Легкий танк LT-38
|
14 июня 1934 г. Второй отдел Министерства народной обороны сформировал ТТЗ на средний танк S-III (T-III) для поддержки атаки пехоты против неприятеля на необорудованной позиции. Фирма Шкода представила прототип массой 16 т с 47-мм пушкой в башне, скоростью 25 км/ч и бронированием: лоб — 32 мм, борт корпуса — 30 мм. Пытавшаяся принять участие в создании такого танка фирма Татра ничего показать не смогла, и в 1938 году MHO прекратило с ней контакты.
Легкий танк LT-35
С 1934 года на заводе фирмы Шкода в инициативном порядке начали разработку легкого гусеничного танка S-lI, надеясь продать его своей армии, а возможно, и в другие страны. В 1935 году были испытаны два прототипа. Постепенно устранялись все довольно многочисленные недоработки, и 30 сентября 1935 года MHO заказало 160 танков несколько улучшенного образца S-IIA (LT-35). Заказ был поделен между ЧКД и Шкодой.
В июне 1936 г. фирма Шкода изготовила первые пять танков S-IIA. На испытаниях они показали себя отвратительно: было много поломок, скорость не превышала 17 км/ч вместо 34 км/ч по ТТЗ. В конце концов, справились и с этим. Министерство народной обороны заказало еще 35 единиц, а в ноябре 1937 г. дополнительно 103 танка, доведя таким образом общее количество заказанных для чехословацкой армии S-IIA до 298 единиц.
Программа вооружения чехословацкой армии предполагала еще большие закупки танков в 1938-1939 гг. Был организован специальный отдел, который был должен испытывать все легкие, средние и тяжелые танки.
Опытный танк V-8-H фирмы ЧКД
Тем временем группа А. Сурина на ЧКД создала легкие танки LT-34 (в 1934-1936 гг. у фирмы было куплено 50 таких танков для чехословацкой армии под обозначением Р-II), развитие которых превратилось в танк TNH — шедевр чехословацкого танкостроения. Поначалу ЧКД строила эти танки на экспорт. Испытания прототипов проходили весной 1938 года. И 1 июня 1938 г. TNH был принят на вооружение под маркой «легкий танк обр. 1938 года» (LT-38). Иногда его обозначали TNH-S или TNHP (поскольку делался для Перу) или даже TNHPS. Первоначальная стоимость одного образца достигала 646 тыс. крон, но затем снизилась до 620 тыс. крон. Для сравнения стоимость одного S-IIA составляла 525 тыс. крон.
В конце 1937 года ЧКД представило на испытания прототип среднего танка V-8-Н. Испытания его начались в декабре и были весьма обнадеживающими. Эти испытания «убили» по сути другую конструкцию ЧКД, впрочем совместную со Шкодой - SP-IIB. Эту модель армия получила буквально накануне — 25 ноября 1937 г. И хотя испытания ее были достаточно успешны, выбор был сделан в пользу V-8-Н. 20 апреля 1938 г. был выдан заказ на 150 TNH и 300 V-8-H (из них 205 должны были построить заводы Шкода).
Шкода с 1937 года на основе своего прототипа S-IIC конструировала средний 17-тонный танк Т-21. В 1939 году он был изготовлен и с разрешения немецких властей продан Венгрии вместе с лицензией, где выпускался под маркой «Туран». Добавим, что одновременно по объявлении мобилизации 23 сентября 1938 г. Министерство народной обороны повысило заказ обоим фирмам до 300 TNH и 400 V-8-Н. О дальнейшей судьбе этих машин будет рассказано позже.
(Отдельная статья о LT-35 и LT-38, прим. ВВС)