ТТХ чехословацких танковых орудий фирмы «Шкода» |
||||
Обозначение |
Tk.Vz.34 |
Tk.Vz.37 |
Tk.Vz.38 |
PuV.Vz.38 |
Тип |
А-3 |
А-7 |
А-9 |
А-5 |
Калибр, мм |
37,2 |
37,2 |
47,0 |
47,0 |
Длина ствола в калибрах |
40,0 |
47,8 |
33,7 |
43,4 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
675 |
750 |
600 |
775 |
Вес снаряда, кг |
0,85 |
0,85 |
1,65 |
1,65 |
Дистанция эффективного огня по броне толщиной 32 мм, м |
550 |
1100 |
1500 |
Когда это орудие было принято на вооружение в 1934 году, его бронепробиваемость считалась вполне достаточной, однако уже спустя год было решено создать более мощное орудие того же калибра и под те же боеприпасы, но с увеличенным пороховым зарядом. Новая пушка с длиной ствола 47,8 калибров получила обозначение A-7.vz.37 и использовалась на танках LT-38. Более мощное орудие A-9.vz.38 калибра 47 мм было разработано для опытных чешских средних танков, которые в производство так и не пошли. Зато оно активно использовались немцами в качестве противотанкового, и под маркой 4.7 см PaK(t) применялось не только в колесном, но также и в самоходных вариантах на шасси LT-35 — германская САУ-истребитель танков 4.7 см PaK(t) Pz.Kpfw.35R(f) (ошибка, это шасси французского R35, а не чешского LT35, прим. ВВС) , и на легком германском танке Pz.Kpfw.I Ausf.B. И в том, и в другом случае пушка устанавливалась на машины со снятыми башнями, за легким броневым щитом. Несмотря на все улучшения, бронепробиваемость орудий (применительно, например, к нашему танку Т-34) была неудовлетворительной, а вот поставить на чешские танки более мощную пушку нельзя было ввиду того, что для такого перевооружения они просто не рассчитывались.
Трофейный 38(t), проходивший испытания в Англии
Шведский танк Strv m/41 SI
Боекомплект танка LT-35 составлял 72 снаряда и 1800 патронов. На танке LT-38 — 90 снарядов и 2250 патронов. Броневая защита также была примерно одинаковой: 8-10 мм поверхности горизонтальные, 15 мм — борта и 25 мм — лобовая броня. Углы наклона бронелистов были небольшие, что значительно снижало качество бронезащиты.
Оба танка имели максимальный угол подъема 60°. LT-35 преодолевал брод глубиной 0,8 м, стенку высотой 0,78 м и ров шириной 1,98 м. LT-38 — брод 0,9 м, стенку — 0,78 м и ров — 1,87 м.
Дальность действия радиостанции на обоих танках составляла примерно 5 км. На танках отсутствовала внутренняя система связи между механиком и водителем, которым, чтобы понимать друг друга, приходилось довольствоваться сигнализацией при помощи разноцветных лампочек. Танки имели всего по два выходных люка: один у водителя и один на командирской башенке. Наблюдение за полем боя командир танка LT-35 осуществлял через четыре смотровых блока командирской башенки и орудийный телескопический прицел. LT-38 имел вдобавок еще и перископический прицел; и на том, и на другом танке водитель и стрелок-радист имели смотровые лючки с триплексами, однако, в целом по средствам связи и наблюдения оба этих танка уступали германским Pz.II и Pz.III.
LT-35 немцы практически не модифицировали, выпустив несколько самоходных минометов и артиллерийских тягачей, настолько стремительным оказалось его моральное старение в ходе войны, а вот LT-38 и или 38(t) все же имел несколько модификаций. Первая из них — Ausf.A — как раз состояла из тех 150 танков, что были заказаны еще для нужд чешской армии, однако на вооружение поступить не успели. Танк получил германскую рацию и оптику, ограждение пулеметных шаровых установок и ... четвертого члена экипажа в башню.
Ausf.B выпускался с января по май 1940 г. Было выпущено 110 машин, имевших незначительные отличия в деталях от предыдущего образца.