Предыдущая Оглавление Следующая

InfFl002.jpg

Самолет "Би-Кок" Пороховщикова

Проведенные 6 августа 1913 г. на Клементьевском полигоне близ г. Можайска стрельбы в воздухе по наземным целям (пехота на марше - 200 манекенов по 7 в одном ряду через 7 шагов один от другого) показали хорошие результаты - в цель попало 8,1% от общего числа выпущенных пуль. В этой связи специальная Комиссия Генерального штаба русской армии в своем отчете №139 от 7 августа сделала положительный вывод по поводу применения низколетящих самолетов против наземных целей, отметив при этом, что: "стрельба с аэроплана возможна. Необходима полная слаженность работы летчика и пулеметчика. Опыты в этом направлении желательно продолжить".

Тогда же Комиссией рассматривался вопрос и о применении боевых самолетов для бомбометания и стрельбы по наземным целям с пикирования. Однако эта идея, кроме обсуждения среди военных специалистов, практического развития в то время не получила...

Начавшаяся вскоре 1-я Мировая война 1914-1918 гг. разделила авиационные силы на истребительную, бомбардировочную и разведывательную авиацию, а также наметила новый род авиации - "авиация пехоты", впоследствии получившая наименование штурмовой авиации.

Первенство в этом вопросе принадлежит российским ВВС. 1 августа 1915 г. 5 русских самолетов 31-го авиационного отряда 3-й армии, содействуя атаке пехоты 1-й гвардейской дивизии, в нескольких заходах нанесли с высоты 30-50 м бомбоштурмовой удар по скоплению немецких войск, пытавшихся переправиться по наведенным мостам через р.Буг у местечка Влодава. Пулеметный огонь и бомбы внесли смятение в ряды противника и обеспечили успех атаки 1-й гвардейской пехотной дивизии. Еще пять раз вылетали русские авиаторы на штурмовку неприятельских войск у переправы и нанесение бомбовых ударов по мостам. Всего за два дня боев авиаотрядом было сброшено 250 пудов бомб и израсходовано около 3000 патронов. Противник так и не смог переправиться, все его атаки были безуспешными.

Вскоре, помимо "работы" на поле боя, русские пилоты стали нападать на воинские части противника в ближайшем тылу на марше и в местах сосредоточения, рассеивать их пулеметным огнем и мелкими осколочными бомбами.

В дальнейшем подобные действия российских ВВС стали повсеместными, и перешли в разряд рядовых заданий.

К весне 1916 г. штаб Юго-Западного фронта отработал основные положения использования воздушных сил при проведении больших наступательных и оборонительных операций для авиационной поддержки войск. Здесь же была разработана идея применения крупных сил авиации на решающих участках фронта.

Обладая значительно более слабыми (как по количеству, так и по качеству) авиасилами по сравнению с немецкими, русская армия могла успешно решать боевые задачи только при условии решительного сосредоточения воздушных сил на важнейшем операционном направлении, жертвуя направлениями второстепенными.

Подготавливая прорыв фронта австро-венгерских войск, командующий Юго-Западным фронтом генерал А.А.Брусилов к 4 июня 1916 г. сумел сосредоточить на узком участке фронта довольно мощный (по меркам восточного фронта) авиационный кулак, насчитывавший свыше 100 самолетов различных типов, из них свыше половины находились на направлении главного удара. Все имеющиеся в распоряжении 8-й, 7-й, 9-й и 11-й ударных армий боевые самолеты (главным образом исправные и новых типов) армейских и корпусных авиаотрядов были сведены в отдельные авиадивизионы с подчинением их непосредственно командующим армий. В авиадивизионы поступали и все вновь прибывающие на пополнение самолеты. В распоряжение армий передавались и самолеты дальней разведки. Кроме того, была создана небольшая маневренная авиационная группа, находившаяся в распоряжении командующего фронтом. Представляя собой оперативный резерв командующего, маневренная авиагруппа предназначалась для наращивания усилий авиации фронта на особо угрожаемых участках. В оперативных планах штаба фронта было четко оговорено участие авиации в наземном бою во взаимодействии с пехотой и артиллерией.

В августе 1916 г. в связи с появлением на фронте большого количества "быстроходных и сильно вооруженных аппаратов-истребителей", спешно переброшенных немцами из под Вердена, в составе Юго-Западного фронта была сформирована Особая авиационная группа (позже 1-я Боевая авиагруппа) в составе четырех истребительных авиаотрядов. Это соединение предназначалось для массирования действий истребительной авиации на решающих направлениях. "Главной задачей группы является борьба с неприятельскими самолетами, охрана аппаратов войск Гвардии и 8-й армии, производящих разведку глубокого тыла и, в исключительных случаях, производство разведок глубоко тыла средствами группы", - отмечалось в "Руководящих указаниях по организации и использованию авиационной группы Юго-Западного фронта" от 12.08.1916 г.

Боевой опыт и понимание русских авиаторов о месте и роли самолетов поля боя в современной войне нашли свое отражение в проекте "Наставления по применению авиации на войне", вышедшем в свет в 1916 г.

Анализ основных положений "Наставления..." показывает, что последнее по своей сути на долгие годы определило основные пути развития тактики боевого применения самолетов непосредственной авиационной поддержки наземных войск армий практически всех мировых держав.

В частности, в проекте "Наставления..." указывалось:

" 7. Боевые действия против наземных целей, то есть бомбометание и обстрел с самолета, при наличии достаточных авиационных средств, могут явиться средством нанесения противнику, при известной обстановке, серьезного ущерба, как морального, так и материального. Необходимыми условиями успеха являются: действие большого числа самолетов в определенное время по одной и той же важной цели, выбранной в соответствии с обстановкой и, по возможности, связь действий самолетов в воздухе с действиями войск на земле.

198. Наибольшие результаты достигаются боевыми действиями против наземных целей при организации групповых налетов. Условиями, необходимыми для успеха таких налетов, являются:
а)  выбор важной цели в соответствие с обстановкой;
б)  внезапное появление самолетов над целью;
в)  одновременное действие по одной цели возможно большего числа самолетов;
г)  по возможности связь по времени и месту с действиями войск на земле.

199. Наиболее выгодными целями для боевых действий с самолета являются:
1)  При позиционной войне:
а)  для бомбометания - крупные склады боевых припасов, интендантские склады, аэродромы, ж.д. пути, мосты, станционные сооружения;
б)  для бомбометания и обстрела - штабы, аэростаты противника, скопление войск и обозов.

2)  Во время боя:
а)  для бомбометания - ж.д. пути, поезда, ж.д. станции - с целью задержать подвоз резервов;
б)  для бомбометания и обстрела
ж.д. станции во время происходящей на них выгрузки резервов, подходящие колонны резервов противника или неприятельские колонны, направленные на наши фланги - с целью их рассеять или задержать, неприятельские штабы, руководящие войсками на наиболее важных участках, аэростаты, корректирующие стрельбу неприятельской артиллерии.

3) При преследовании отступающего противника:
а)  для бомбометания - переправы, ж.д. пути, станции в тылу, противника - с целью затруднить эвакуацию и задержать отход противника;
б)  для бомбометания и обстрела -  скопления войск и обозов противника в дефиле (у переправ, в горных теснинах и проч.) и на ж.д. станциях во время погрузки, колонны войск и обозов, отходящих походным порядком.

200. Удачное бомбардирование и обстрел таких целей, особенно при деморализованном противнике, может вызвать у него сильное замешательство, которым при малейшей возможности должна воспользоваться наша конница.

202. Бомбардирование и обстрел с самолета значительных целей следует поручать группе аппаратов возможно большей численности.

204. В состав группы должны входить аппараты-истребители для охраны группы от атаки неприятельских летчиков".

Предыдущая Оглавление Следующая