Оглавление Следующая

ПОД ЗНАКАМИ "АНТ" И "ТУ"

Владимир РИГМАНТ

Материал подготовлен при содействии АООТ АНТК им. А.Н. Туполева

22 октября 1997 года вся отечественная и мировая авиационная общественность отмечает 75-летие основания старейшего в России авиационного КБ, созданного Андреем Николаевичем Туполевым.

Начало зарождения КБ можно отнести к 1918 году, когда в нашей стране по предложению Н.Е. Жуковского, А.Н. Туполева и И.А. Рубинского был создан Центральный Аэрогидродинамический Институт (ЦАГИ). Авиационный отдел института возглавил А.Н. Туполев. Основной задачей своего подразделения Андрей Николаевич видел в обеспечении страны самолетами, технический уровень которых соответствовал самым передовым достижениям мировой авиационной науки и техники. Одним из условием выполнения этой задачи, А.Н.  Туполев считал необходимость внедрения в практику отечественного самолетостроения конструкций из дюралюминия. Осенью при ЦАГИ была организована комиссия по постройке металлических самолетов, ее председателем избирается А.Н. Туполев. Приблизительная дата образования и начала работы комиссии, впоследствии по предложению Андрей Николаевича, была принята за дату образования КБ.

В организационном и творческом плане многолетнюю деятельность КБ А.Н. Туполева можно условно разбить на несколько периодов.

Первый период с 1918 по 1925 год. Начало формирования коллектива в рамках авиационного отдела ЦАГИ. Создание первого самолета КБ - авиетки АНТ-1 смешанной конструкции и первого в стране цельнометаллического самолета АНТ-2.

Второй период с 1925 по 1932 год. Объединение в конце 1924 года опытно-строительного отдела (ОСО) под руководством А.А. Архангельского с подразделением А.Н. Туполева в отдел авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС). Создание разведчика Р-3 (АНТ-3), первого в мире свободнонесущего двухдвигательного цельнометаллического моноплана самолета-бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4), истребителя И-4 (АНТ-5), многоцелевого Р-6 (АНТ-7), пассажирского АНТ-9 и первого в мире тяжелого бомбардировщика стратегического назначения ТБ-3 (АНТ-6). С осени 1931 года до лета 1932 года работа КБ в составе объединенного ЦКБ ЦАГИ, затем до начала 1933 года в составе сектора опытного строительства (СОС). В январе 1932 года начал работать завод опытных конструкций (ЗОК).

Третий период с 1933 года по конец 1937 года. Восстановление с января 1933 года КБ в составе ЦАГИ - Конструкторский отдел сектора опытного строительства ЦАГИ (КОСОС ЦАГИ). Разработка и постройка самолетов-гигантов АНТ-16 и АНТ-20. Переход к проектированию самолетов с гладкой обшивкой и убирающимся шасси. Создание рекордного самолета РД (АНТ-25), скоростного серийного истребителя И-14 (АНТ-31). Выпуск скоростного бомбардировщика СБ (АНТ-40), тяжелого бомбардировщика ТБ-7 (АНТ-42), опытных и серийных гидросамолетов-летающих лодок. В июле 1936 года КОСОС и ЗОК выделяются из ЦАГИ в авиационный завод №156 с подчинением ГУАП НКТАП. А.Н. Туполев назначается Главным инженером ГУАП НКТАП. В октябре 1936 года А.Н. Туполев арестовывается органами НКВД.

1937 - 1938 годы аресты многих ведущих специалистов КБ.

Третий этап с 1938 по 1945 год. В 1938 году - образование авиационного спецтехотдела при НКВД (СТО, ОТБ НКВД, ЦКБ-29), в составе которого было образовано подразделение, возглавлявшееся А.Н. Туполевым ("103"). Начало возрождения КБ А.Н.Туполева. Создание прототипа фронтового бомбардировщика Ту-2. Начало Великой Отечественной войны, эвакуация в Омск, развертывание серии Ту-2 в Омске. Возвращение в 1943 году в Москву на завод №156, работы по освоению крупной серии Ту-2 в Москве.

Четвертый период с 1945 по 1955 год. Освоение в серии аналога-копии американского дальнего бомбардировщика В-29 - в нашем производстве Ту-4. 1947 - 1951 годы, создание семейства реактивных самолетов-бомбардировщиков Ту-14. 1949-1955 годы проектирование и передача в серию одного из лучших послевоенных реактивных бомбардировщиков Ту-16 и стратегического межконтинентального бомбардировщика Ту-95.

Пятый период с 1955 по 1972 год. Создание на базе освоенных в серии самолетов военного назначение среднемагистрального пассажирского самолета Ту-104 и межконтинентального Ту-114. Создание сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22, сверхзвукового дальнего истребителя-перехватчика Ту-128. Проектирование, доводка и освоение в серии ударных авиационно-ракетных комплексов на базе серийных бомбардировщиков Ту-16, Ту-95 и Ту-22, специализированных самолетов для Авиации ВМФ и ПВО на основе Ту-95 и Ту-114. Создание и передача в серию первых отечественных ближнемагистральных пассажирских самолетов Ту-124 и Ту-134. Создание сверхзвукового беспилотного оперативно-стратегического самолета-разведчика Ту-123 ("Ястреб"). Создание и освоение в серии первого в мире СПС-1 Ту-144 и среднемагистрального Ту-154. Создание первого в мире тяжелого самолета с изменяемой стреловидностью крыла бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М. Проектирование и передача в серию противолодочного самолета Ту-142. В 1966 году завод №156 получает наименование ММЗ "Опыт".

Шестой период с 1972 по 1990 год. 1972 год - смерть А.Н. Туполева, руководителем предприятия назначается А.А. Туполев. С 1973 года ММЗ "Опыт" переименовывается в ММЗ "Опыт" им. А.Н. Туполева. Создание стратегического межконтинентального ракетоносца Ту-160. Создание стратегического носителя крылатых ракет Ту-95МС. Создание тактических разведывательных комплексов "Стриж" и "Рейс". Передача в серию Ту-154М. Проектирование самолетов на альтернативных видах топлива, испытания экспериментального Ту-155, работающего на СПГ и водороде. Проектирование самолета Ту-204 и начало проектирования Ту-334. В 1989 году предприятие получает название "Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им.А.Н. Туполева".

Седьмой период с 1990 года. Коренные изменения в экономической и политической обстановке в стране. Переориентация КБ с преимущественно военной тематики на гражданскую. Испытания и передача в серию Ту-204, проектирования на его базе семейства самолетов. Продолжение работ по СПС-2, гиперзвуковым ЛА. Подготовка к испытаниям Ту-334. В декабре 1992 года предприятие становится "Акционерным обществом АНТК им. А.Н. Туполева (АО АНТК им. А.Н. Туполева)", в настоящее время АООТ АНТК им. А.Н. Туполева. С декабря 1992 года предприятием руководил В.Т. Климов, с 1997 года руководство перешло в руки И.С. Шевчука.

За 75 лет своего существования в КБ было подготовлено более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, более 80 из них были воплощены в металле и около 40 запущены в серийное производство. Некоторые из них такие как: ТБ-1,ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-104, Ту-134, Ту-22 и Ту-22М, Ту-154, Ту-143 производились в сотнях и тысячах экземплярах, составляя значительную часть отечественного военного и гражданского воздушных флотов. Всего за эти годы в воздух поднялось около 18000 самолетов с маркой "АНТ" и Ту". В КБ А.Н. Туполева работали многие выдающиеся деятели отечественной авиации. В 20-30-е годы это были А.А. Архангельский, Г.А. Озеров, И.И. Погосский, Е.И. Погосский, В.М. Петляков, А.И. Путилов, Н.С. Некрасов, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, Б.М. Кондорский, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль и др. В 40-ые годы и в послевоенный период в КБ влились такие крупные специалисты в области авиационной науки и техники как: С.М. Егер, А.М. Черемухин, Л.Л. Кербер, Д.С. Марков, Н.И. Базенков, и многие другие, за счет таланта и энергии которых фирма "Ту" сумела завоевать прочные позиции в мировой авиации.

В настоящее время коллектив АООТ АНТК им. А.Н. Туполева в тяжелейших условиях системного кризиса, охватившего отечественную авиационную промышленность, продолжает работать над новыми проектами самолетов различного назначения, многим из которых предстоит летать в XXI веке.

Предлагаемый читателям сборник охватывает весь 75-ти летний период деятельности КБ и преследует ограниченную задачу познакомить их с практически всеми разработками КБ, информацию по которым автору данного сборника удалось получить из допущенных к публикации открытых материалов.

Общий список упомянутых разработок по номерам журнала:

№10/1997:

 АНТ-1 - АНТ-13

№11-12/1997:

 АНТ-14 - АНТ-29

№1/1998:

АНТ-30 - АНТ-40

№2/1998:

АНТ-41 - АНТ-56

№3/1998:

"57" - "61"

№4/1998:

"62" -"64"

№7/1998:

"65"- "72", "MN", "Б-4" (Ту-4)

№8/1998: "73" - "77"

№9/1998:

"78" - "80"

№10/1998:

"81" - "84"

№11-12/1998:

 "85" -  "88".

№ 1/1999:

"89" - "95"

№ 2/1999:

"96" - "103"

№ 3/1999:

"104" - "109"

№ 4/1999:

"110" - "115"

№ 7/1999:

"116" - "123"

№ 9/1999:

"124" - "127"

№ 10/1999:

"128" - "134"

№ 11/1999:

"135" - "138"

№ 12/1999:

"139" - "142"

№ 1/2000:

"143" - "144"

№ 2/2000:

"145" - "148"

№ 3/2000:

"154" - "156"

№ 4/2000:

"160" - "161"

№ 7/2000:

"Ворон", "164", "174, "184", "194", "214"

№ 8/2000:

"204"

№ 9/2000:

"206", "224", "234", "230", "360", "243", "244", "245", "300"

№ 10/2000:

"304", "404", "2000"

№ 11/2000:

"202", "342", "344", "334"

№ 12/2000:

"330", "230", "130", "136"

№ 1/2001:

"20", "400", 4X4", "324", "414"

 Оглавление Следующая